Skip to Content

Русская эпиграмма конца XVIII - начала XIX вв. (творчество Н. М. Карамзина, В.А. Жуковского, В.И. Пушкина)

ID: 2014-05-81-T-3252
Тезис
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ Кафедра русской и классической филологии

Русская эпиграмма конца XVIII - начала XIX вв.

(творчество Н. М. Карамзина, В.А. Жуковского, В.Л. Пушкина)

Сюденева А.К.

Научный руководитель: д.ф.н., профессор Кочеткова Т.В.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра русской и классической филологии

Жанр эпиграммы  - обращение к какому-либо конкретному лицу, нравоучительное высказывание, пожелание, восхваление, порицание в его адрес - становится особенно популярным в первой трети XIX века.

В России эпиграмма стремительно приобрела характер сатирического жанра. Эпиграмма выступала не просто как остроумная словесная игрушка, а как малая поэтическая форма с экспрессивным содержание, служившая орудием политической борьбы, острой литературной полемики  или человеческих страстей. Такими были эпиграммы Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, В.Л. Пушкина, которые подготовили появление шедевров эпиграммного творчества А.С. Пушкина.

Первоначально жанр эпиграммы обслуживали двустишья, так называемый александрийский стих или силлабическое двуестрочие. Например, у Н.М. Карамзина читаем:

Любезна всем сердцам любезная моя:

Я ей любезен кто?... Не знаю, но - не я! («Надпись к портрету жестокой»)

Эпиграмма эпохи классицизма в России еще осторожна: она предпочитает обличить не конкретное лицо, а сатирический типаж. Эпиграммы А.П. Сумарокова,   Г.Р. Державина,   И.И. Дмитриева, В.Л. Пушкина клеймят общественные нравы, а в качестве объекта в их эпиграммах выступает обобщенный носитель различных пороков.

  В.Л. Пушкин создает подобие карикатуры, отбрасывая малосущественные детали и заостряя то, что кажется ему особенно важным.

 «Змея ужалила Маркела.

 «Он умер?» – Нет, змея, напротив, околела».

Тематический диапазон эпиграмм со временем существенно расширяется. Объектами осмеяния становятся и события общественной жизни, и отдельные качества человека, и характерные черты конкретного лица.

У нас в провинции нарядней нет Любови!


 По моде с ног до головы:


 Наколки, цвет лица, помаду, зубы, брови —


  Все получает из Москвы! (В.А. Жуковский)

 Русская эпиграмма широка по эмоциональному накалу: она может убить, жалить, язвительно уколоть, надсмеяться, зло или добродушно пошутить. 

Ключевые слова

Эпиграмма, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, В.Л. Жуковский
0
Ваша оценка: Нет



Яндекс.Метрика