Skip to Content

Эпиграмма как малая поэтическая форма

ID: 2014-05-81-T-3220
Тезис
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ Кафедра русской и классической филологии

 Эпиграмма как малая поэтическая форма

Горькова А.А.

Научный руководитель: д.ф.н., профессор Кочеткова Т.В.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра русской и классической филологии

Слово «эпиграмма» по-гречески означает «надпись». Этот жанр античной поэзии, восходит к устному народному творчеству, к кратким стихотворениям нравоучительного характера. Как сложившийся жанр древнегреческой письменной поэзии, эпиграмма стала существовать с VII-VI в.в. до н.э.

Обычная форма античной эпиграммы -  элегический дистих, т. е. двустишье, в котором первый стих – гекзаметр, а второй – пентаметр.

Спустя время эпиграммой стали именовать лирическое стихотворение, написанное элегическим дистихом. В жанре эпиграммы работали Симонид Кеосский,  Сапфо,  Платон,  Эзоп, Эсхил,  Феокрит, Мелеагр, Менандр, Диоген Лаэртский, Алкей.  Антология греческой эпиграммы насчитывает около 4000 эпиграмм.

Эпиграммы со временем становятся  кратким юмористическим, сатирическим стихотворением с двухчастной композицией, содержащим в конце острую мысль. Объект эпиграммы всегда подвергается острой критике или осмеянию.

 Эпиграмма как малая поэтическая форма достаточно мобильна. Поэты охотно используют ее, оперативно откликаясь на различные явления жизни. Отличительной чертой эпиграммы является конкретный повод для ее создания.  

Первыми в Европе к жанру эпиграммы обратились представители французской литературы Вольтер, Руссо, Расин, Лафонтен.  В русской литературе эпиграмма появилась в творчестве поэтов М. В. Ломоносова, М. М. Хераскова, И. Ф. Богдановича, А. Д. Кантемира. Эпиграмма была любимым жанром А.П. Сумарокова. Им были сформулированы ее основные черты: краткость, меткость, образность, острота, «издевка о ком-то».

Расцвета русская эпиграмма достигает в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, И. И. Дмитриева, Е. А. Баратынского, П. А. Вяземского в период острой литературной и общественной борьбы.             К данной поэтической форме обращались и поэты XX века: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, В. В. Маяковский, Д. Бедный, С. Я. Маршак.

В современной России эпиграмма развивается как средство мгновенной реакции ироничных людей по поводу злободневных общественных событий и событий в жизни конкретных людей. Широко известны эпиграммы А.Иванова, В. Гафта, И. Губермана, Д. Быкова. Жанр эпиграммы динамично развивается и продолжает оставаться актуальным.

Ключевые слова

поэзия, жанр, эпиграмма
0
Ваша оценка: Нет



Яндекс.Метрика