Философские теории XIX - XX в. как основа современных психотерапевтических методов
Байтман Т.П.
Научный руководитель: ассистент Чебан А.Г.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Взаимосвязь медицины и философии очевидна. Ещё Гиппократ утверждал, что «врач-философ равен богу». Очевидно и то, что самой близкой к философии областью медицины является психиатрия: обе эти науки отражают социально-биологическую двойственность происхождения и природу человеческого бытия. Выявление связей современных философских и психотерапевтических теорий стало целью моей работы.
Актуальность: знание философской теории обеспечивает правильное понимание связанной с ней психотерапевтической методики, т.о., повышает вероятность эффективного лечения. В современном мире, где более 450 млн человек страдают от психических расстройств, эта тема очень актуальна.
Результаты:
Рассмотрев ряд философских течений конца XIX – XX вв. в аспекте их трактовок человеческой самости, выделили взаимосвязи этих течений с психотерапевтическими направлениями.
• Г.С. Салливан. Интерперсональный психоанализ: Самость - текущий результат взаимодействия с окружающими.
Самость как система направлена на реализацию концепта «Я - хороший» и получение в связи с этим удовлетворения при минимизации тревоги.
Недоброжелательность окружающих - главный негативный фактор психического развития.
• К. Юнг. Аналитическая психология: самость – «бог в нас за пределами добра и зла».
Причина психических расстройств не только в проявлении инстинктов, но и во врожденной духовной потребности.
• Ф. Перлз. Гештальт-психология: Самость - изменяющийся процесс «контактирования с актуальной преходящей действительностью».
Основа эмоциональных нарушений - отказ от жизни в настоящем.
• К. Ясперс. Экзистенциализм: Экзистенция - сокровеннейшее бытийное ядро личности, открывающееся человеку только в ситуациях Пределов.
Психические болезни - болезни личности.
• М. Хайдеггер, М. Босс. Экзистенциальный анализ: Самость – бытие человека, понимаемое как Da-sein.
Причина психических патологий – неспособность экзистенции к «высвечиванию объектов внешнего мира» в своём бытии.
• А. Маслоу, К. Роджерс. Гуманистическая психология: Я-концепция – постоянно меняющийся, но целостный гештальт; включает ценности Я, восприятие себя и своих взаимоотношений с другими людьми.
Нарушения Я-концепции ведут к психическим отклонениям.
• Р. Лэнг. Антипсихиатрия: Современное общество мешает раскрытию самости человека. «Несчастное сознание», капитулируя перед внешними проблемами, направляет все силы на борьбу с собой.