Демьян Бедный - басенник Страны Советов
Горькова А.А.
Научный руководитель: д.ф.н., профессор Кочеткова Т.В.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра русской и классической филологии
Демьян Бедный (Е. А. Придворов) вошел в историю отечественной литературы как писатель, поэт, баснописец. Его роль в советское время нельзя недооценивать — он был очень популярен благодаря особому стилю своего творчества — народному, понятному — и темам, которые обозначились во время революции 1905-1907 гг.
Крестьянское происхождение поэта подсказало ему формы, с которыми он работал - это раешник и басня. Эти формы — мужицкие, крестьянские, не пролетарские. Д.Бедный точно уловил нужный облик произведений, чтобы вовлечь в дело революции многочисленное крестьянство. Его первая книга «Басни» вышла в 1913 г. Поэт попытался привлечь внимание как сатирик к общечеловеческим порокам, критикуя человеческую лень, чванство, халатность, хвастовство, трусость. Басенное наследие Д.Бедного - это сюжеты, героями которых выступают люди («Хозяин и батрак», «Опекун»), животные («Клоп», «Муравьи»), предметы («Пушка и соха», «Кларнет и рожок»).
Басни Д.Бедного остро сатиричны, начинены агитационно-политическим зарядом. Именно басни положили начало его активному ангажированному творчеству. В своих произведениях Д.Бедный высмеивает меньшевиков и эсеров, осуждает либерализм и самодержавие, церковь и религию. Большое значение имели басни, в которых кратко и доходчиво разъяснялись лозунги большевистской партии, разоблачалась антинародная политика («Шпага и топор», «Лапоть и сапог», «Кукушка»).
В 1920-е годы Д.Бедный становится едва ли не самым «массовым» писателем. «Товарища Демьяна» высоко ценили народ и правительство.
Материал для своих басен Д.Бедный брал из пролетарской газетной хроники. Сообщение о частном случае становилось эпиграфом к басне, сама же басня возводила случай к типическому явлению («Дом»).
В годы Великой Отечественной войны в газетах активно публикуются его антифашистские басни («Прилетела ворона издалеча - какова птица, такова ей и встреча», «Счастливый Бенито», «Хвастливый котенок»).
О Гитлере он пишет:
«Какой он, к черту, лев? Он даже и не рысь.
Ему мы скоро скажем: "Брысь!"»
Д.Бедный широко использовал в баснях традиционные приёмы, идущие от И.А.Крылова: аллегорию, намек, недосказанность, однако у него условность этих приемов еще более очевидна. Сама тематика басен, их идейная направленность определяла своеобразие формы, интонацию, пафос, особенности концовок. Мораль басен Д.Бедного звучит не как поучение, а как призыв или намек на конкретное политическое явление.
Басни Д.Бедного - особая страница в истории нашей страны и отечественной литературы.