Skip to Content

Культ Велеса после принятия христианства

ID: 2013-02-27-T-1803
Тезис
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Велес – один из главных богов восточных славян. Известно, что Велес – сын Рода, брат Хорса, к его функциям относилось покровительство домашнему скоту и богатству, он выступал как воплощение золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев. Целью данной работы выступает выявление особенностей сохранения культа Велеса в культуре восточных славян после принятия христианства.

Культ Велеса, наряду с культом Перуна, относится к древнейшим общеславянским; имена этих божеств реконструируются на праславянском уровне. Остатки культа Велеса (обычно в синкретичном виде с культом святого Власия) сохранились на русском Севере, где известны идолы Велеса/Волоса и предания о капищах в честь него; для реконструкции культа имеют значение народные иконы св. Власия, фольклорные молитвы и заговоры с его именем. Его культ иногда сближается с культом медведя как «хозяина» животных.

Христианская традиция не полностью ассимилировала образ Велеса. Сохранилось представление о нём как о злом духе, чёрте: русские диалектные ёлс, волосатик, волосень — «нечистый дух, чёрт». Часть функций Велеса взял на себя святой Николай, который покровительствовал богатству и торговле, а также считался в представлении русских хозяином подземного и морского миров.

В Великом Новгороде есть Церковь Власия, стоящая на Волосовой улице. Возможно, что именно на этом месте было капище Велеса. Возможно также, что оно располагалось на Перыни (юго-западное из трёх капищ), где позже была построена церковь, как полагает Б. А. Рыбаков, в честь св. Николая.

Велес занимает важное место в неоязычестве и массовой культуре. Микроскопические группы поклонников Велеса появились в России еще в годы застоя. В современном родноверии Велес иногда трактуется как бог мудрости. В XX веке получила известность популярная среди неоязычников Велесова книга («Влесова»), по преобладающей в науке точке зрения - текст, сочинённый в XX веке и стилизующийся под дохристианский.

Имя Велеса довольно часто упоминается в современной музыкальной нео-фолк-культуре, в песнях таких коллективов, как «Сиблинги», «Мельница» и других.

Так образ Велеса, несмотря на тысячелетнюю историю христианства, у восточных славян остается знаковым и популярным, играя свою роль в современной культуре России.

Список использованной литературы

Иванов В. В., Топоров В. Н. Велес // Мифы народов мира. М., 1983. Т.1.

Топоров В. Н. Ещё раз о Велесе-Волосе в контексте «основного» мифа. // Балто-славянские этноязыковые отношения в историческом и ареальном плане. М.,1983

Творогов О. В. «Влесова книга», 1990

Ключевые слова

Велес, культ Велеса
5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (2 голоса)



Яндекс.Метрика