В данной работе рассматривается проблема идеологизации современного общества.
Кошелев П.О., Соколов А.В., Григорьев Н.С.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Цель нашей работы: рассмотреть проблему идеологизации в современном обществе, и выявить ее основные причины.
Задачи: Проанализировать проблему и предложить путь ее решения.
Актуальность данной темы обуславливается сложившейся политической ситуацией, реформами в системе образования, переходом в постиндустриальное общество и снижением общего культурно-этического уровня общества.
-Cogito, ergo sum (Р. Декарт).
Рассматривая общественные науки, с определенной долей уверенности можно сказать, что все они в основе своей идеологичны. Данное утверждение справедливо и для философии. Идеология рассматривает социальное бытие сквозь призму групповых и классовых интересов, демонстрируя нам то, что должно быть в социальном мире, и чего в нем быть не должно.
В современном обществе создаются предпосылки формирования «механизированной» личности, ибо зачастую мы сталкиваемся с людьми, которые с раннего детства находились во власти различных догм и авторитетов, следствием чего является отсутствие умения размышлять независимо и творчески, принимать собственные решения и жить автономно. В настоящее время с раннего возраста у детей формируется «шаблонное мышление», их ставят перед необходимостью выбирать между «А» и «С» (Единый государственный экзамен», введенный в 2009 году), лишая возможности мыслить гибко и творчески, несхематично.
Следующей основополагающей предпосылкой формирования нового типа личности в современном нам обществе является переизбыток окружающей нас информации. Человеку становится весьма сложно найти полноценную «пищу для ума», он постепенно привыкает к столь удобному шаблонному мышлению, и перестает думать!
Отдельно хотелось бы отметить духовно-нравственные проблемы современной молодежи. В XXI веке очевиден столь болезненный для современного общества процесс переоценки ценностей, формирование новых мировоззренческих установок. Сталкиваясь с взрослой жизнью, молодой человек сталкивается с целым рядом проблем:
-Желание больше зарабатывать, при этом как можно меньше интеллектуально затрачиваясь. Это, на наш взгляд, связанно с отсутствием у молодежи стимула к труду, самосовершенствованию.
- Проблемы самоидентификации и самореализации. Современная молодежь, живущая в век перемен, становления новых ценностных ориентиров и поведенческих стратегий, вынуждена формировать эти самые ценности самостоятельно, успевая при этом ориентироваться в столь быстро меняющейся социальной реальности.
По нашему мнению, с вышеизложенными проблемами успешнее справится человек свободомыслящий, самостоятельный и творческий. Именно поэтому столь актуально в современном обществе изречение французского философа-рационалиста Рене Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую»[1]. Мы не случайно выбрали именно это высказывание в качестве лейтмотива в раскрытии нашей темы. Как было изложено выше, проблемой современного общества является стандартизация и даже механизация мышления людей. Все это сужает "свободное пространство" для творческой мысли человека. Существование человека в обществе принимает характер замкнутого циклический повторяющегося процесса. Вследствие этого происходит потеря личности в череде безликих событий. И только человеческая мысль, его способность с помощью идеи вырваться из этой рутины может индивидуализировать человека, сделать его существование более ярким и полезным как для самого себя, так и для развития не замкнутого в рамки идеологии творчества.
Одним словом, если современное общество не способно вырваться из лабиринта шаблонов и догматических положений и перейти к свободному, независимому мышлению, то минимальная творческая деятельность каждого человека может заключаться хотя бы в отборе тех самых шаблонов, которые немного удовлетворяют их нравственным и эстетическим требованиям. К таким «угодным» шаблонам можно отнести литературные произведения, философские доктрины великих мыслителей истории и современности. Современная философия, на наш взгляд, выступает в роли ориентира, направляя человека на осознание необходимости выработки собственной индивидуальной позиции, индивидуального, «нешаблонного» мышления, осознавая при этом всю степень ответственности и даже некой доли риска за принятие собственных решений и т.д.
[1] Декарт Р. «Рассуждение о методе».- Издательство «Академический проект», 2011 г.
Литература:
1. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина, 2004
2. Декарт Р. «Рассуждение о методе».- Издательство «Академический проект», 2011 г.
3. Д. Реале и Д. Антисери «Западная философия от истоков до наших дней» - ТОО ТК "Петрополис", 1996-1997. Перевод С. Мальцевой. Научный редактор Э. Соколов
4. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова, 1960—1970.
5. Барулин В.С. «Социальная философия. Учебник для вузов.» - Издательство ФАИР-ПРЕСС 2002 г.
Благодарю авторов, очень содержательная статья. Затронута актуальная тема. Проблема идеологизации раскрыта в полной мере и выявлены основные её причины.
Алексей, спасибо за конструктивную критику. Это первая наша работа подобного плана, и недоработок предостаточно, в следующий раз мы учтем недочеты и постаремся их исправить.
У меня не комментарий,а скорее рецензия на данное "произведение".
Хочу представиться - Бреев Алексей,студент 4 курса юридического факультета и с 1 курса также занимаюсь научной деятельностью.
1) Цель нашей работы: рассмотреть проблему идеологизации в современном обществе, и выявить ее основные причины.
Считаю что это актуально в наши дни,но формулировка автора "с раннего возраста у детей формируется «шаблонное мышление» " звучит слегка простовато,грубовато и не совсем научно.
2) Следующей основополагающей предпосылкой формирования нового типа личности в современном нам обществе является переизбыток окружающей нас информации.
Полагаю,что скорее переизбыток глупой информации или так скажем не полезной для развития.
3) Рене Декарт «Я мыслю, следовательно, я существую» - он жил при царе горохе и относился к картезианству,для которого характерен скептицизм.
Скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.
В связи с этим и его математическим прошлым и подобным этому складом ума не стоит брать его фразу за основу современного общества. Он сама был "механизирован".
4) И очень очень жаль что нет научной формулировки "человека разумного в соременном обществе". Просто это было бы более систематизировано к статье. Она же ведь научная ?
Как итог: 6/10
Содержательная работа, актуальная тема... Авторам большое спасибо за статью.
В условиях современного мира мы нередко сталкиваемся с неправильным формированием ценностных ориентиров. В данной работе поднята эта актуальнейшая проблема. Меня особенно впечатлил вывод о шаблонности современности. Действительно, стоит задуматься о роли философии как ценностного ориентира. Я поражен глубинной написанной работы и советую молодым людям чаще читать такие исследовательские, актуальный работы.
отличная статья, посвещенная очень злободневной проблеме, ведь жизнь рано или поздно поставит нас в ситуацию, где шаблоны будут бесполезны. тогда единственно эффективным окажется только нестандартный взгляд на вещи
Очень хочу поддержать авторов данной статьи! Замечательно, что тема разума, точнее человека разумного, картезианского, все еще актуальна, авторы показывают, что вопрос о возможности пользования собственным разумом стоит в современности достаточно остро. Здесь усматривается непосредственно кантианская дефиниция - "Имейте мужество пользоваться собственным разумом!". Спасибо авторам..
Благодарю авторов за данную статью. Очень радует тот факт, что хоть кто-то осознает проблемы, которые существуют на сегодняшний день, а более того, не просто осознает, но и понимает какие необходимо выбирать пути решения этих проблем.
В настоящее время происходит глубокое реформирование всех сфер жизни общества, возникают противоречия в общественных отношениях. Очень важно своевременно выявить и выработать эффективный механизм разрешения этих противоречий. Это под силу только тем людям, которые могут мыслить и действовать не по шаблону, а свободно, неординарно.
Елена, Исправить ситуацию каждый человек должен для себя сам, развиваясь духовно, а государство, и прочие структуры лишь создают для этого условия ,или как можно еще сказать предпосылки. Человек который обогащает свой внутренний мир, читает книги, расширяет свой кругозор, самостоятельноо может ориентироваться в процессах ,протекающих в обществе, а это несомненный плюс.
Огромное спасибо авторам статьи за поднятую проблему. Действительно, в современном обществе на людей наложены определенные рамки. Так и должно быть, но границы со временем настолько внедряются в сознание любдей, что выйти за них, когда это действительно необходимо, очень и очень сложно, а порой и вовсе невозможно. Как вы думаете, какие меры нужно применить, чтобы хоть как-то исправить ситуацию?
Статья очень актуальна! Интересное содержание, доступность восприятия. Высший балл составителям!
На мой взгляд очень хорошо раскрыли поставленную задачу в этой статье
Спасибо большое авторам данной статьи за столь небезразличное изложение темы, будем ждать новых публикаций.
В статье затронута актуальная и значимая в современных условиях, (транстформации, глобализации и прочей ции филисофии) проблема.
Основным достоинством работы является выделение и структурирование отдельных аспектов проблем философии в современном мире.
Вполне возможно, развивая эту актуальную тему далее, автор будет более внимателен к достижениям коллег.
Большое спасибо авторам за столь оригинальные мысли и критическую оценку современного общества, в котором столь необходимо быть человеком разумным!
Нельзя ни согласится с тем что современное общество лицом к лицу столкнулось с проблемой идеологизации, и данная тема должна как можно чаще упоминаться в научных работах
По моему мнению, тема данной работы действительно актуальна. Проблемы, затронутые в ней всё чаще возникают перед обществом. Очень важно, что они не остаются без внимания, что к ним проявляется интерес.
На мой взгляд упомянутая выше проблема действительно существует, и то что ее обсуждают уже хорошо!
Хорошая работа! Взяли важную тему и неплохо ее рассмотрели, показали актуальность этой проблемы. Большое спасибо авторам за статью.